Стабилизация напряжения достаточно важная задача для сбережения функциональности большинства электрооборудования. Особенно необходимо использовать стабилизаторы напряжения у потребителей, к которым подвод электричества происходит по воздушной удалённой линии.
Наиболее распространёнными в Советское время были стабилизаторы, работающие на ферромагнетизме и феррорезонансе. Отличие между двумя этими системами заключается в отсутствии и наличии компенсационного конденсатора, который во время резонанса позволяет стабилизировать напряжение, а также повышает коэффициент мощности. Так как в дроссельном ферромагнитном стабилизаторе, из-за повышенной индуктивности, коэффициент мощности достаточно сильно смещён в индуктивную сторону. Именно конденсатор позволяет выровнять выдающую мощность со стабилизатора напряжения.
Принципиально данные стабилизаторы выполнены в виде двух дросселей, один с замкнутым магнитным сердечником, а второй с магнитным шунтом ( разомкнутый магнитный контур ). На замкнутом дросселе ( трансформаторе ) на одном сердечнике, более широком по площади металла, наматывается первичная обмотка, а на более тонком наматывается выходная обмотка. Сердечники дросселя имеют разную магнитную проницаемость из-за разницы в толщине сердечника, повышенное напряжение в первичной обмотке не трансформируется на вторичной катушке. Так как магнитный поток не проходит по сердечнику, где намотана выходная катушка стабилизатора напряжения. Так что образующийся магнитный поток первичной катушкой проходит через магнитный шунт и протекает по дросселю, на котором отсутствуют катушки. В основном дроссель с разорванным сердечником используется в качестве проводника магнитного потока в моменты максимального напряжения по синусоиде и тем самым производится сглаживание напряжения. Кроме уменьшенного сердечника дросселя на вторичной катушке, как основного источника стабилизации напряжения и ограничителя протекания магнитного потока по сердечнику, существует также дополнительная обмотка на одном сердечнике с входной катушкой, но подключённая к выходной катушке. При этом данная дополнительная катушка включена в обратном направлении, чем и гасится магнитный поток возникающий входе повышения напряжения на входе.
В основном данная система работоспособна практически в любых условиях и способна стабилизировать напряжение в достаточно широком пределе. Первоначально стабилизация происходит из-за насыщения железа, которое не способно передать магнитный поток от входной катушки к выходной катушке. Что и является основным способом стабилизации напряжения на определённом уровне. В дополнение к данной стабилизационной способности дросселя работает и дополнительная катушка, которая гасит магнитный поток в сердечнике в зависимости от нагрузки.
Данная схема феррорезонансного стабилизатора наиболее эффективна и достаточно доступна по себестоимости. Причём стабилизация напряжения происходит в достаточно широком пределе, что позволяет её использовать повсеместно до определённой номинальной мощности стабилизатора напряжения.